Во второй половине XV века Москва продолжила силовое подчинение русских княжеств. После устранения с политической арены Дмитрия Юрьевича Шемяки Василий Темный получил свободу действий. Сразу же в 1454 году было отправлено войско на Можайск. Иван Андреевич Можайский, едва узнав о движении московских полков, вместе с семьёй убежал в Литву, где уже находился сын Шемяки Иван. Можайск был присоединён к Москве.
В январе 1456 года наступила очередь своевольного Великого Новгорода. Недовольный постоянным стремлением Новгорода к самостоятельности в решениях политических и даже религиозных вопросов, великий князь во главе полков выступил в поход против своевольного города. Навстречу вышли новгородские отряды. Был жестокий бой, и новгородцы потерпели поражение. После чего к великому князю выехал архиепископ Евфимий и объявил о покорности Новгорода, заплатив в московскую казну 10000 рублей. Псков добровольно подчинился Москве.
Весной этого же года умер рязанский князь Иван Фёдорович, а перед этим скончалась его супруга. По завещанию, Иван Фёдорович «приказал» детей восьмилетнего Василия и дочь Феодосию, как и всё «княженье Рязанское», Василию Темному. Дети Ивана Фёдоровича были взяты в Москву, а в Рязань посланы московские наместники.
С возрастом Василий Темный приобрёл решительность, жёсткость и даже жестокость в отношениях не только со своими противниками, но и бывшими союзниками. 10 июля того же года в Москве был схвачен князь Василий Ярославич, постоянный соратник Василия Темного, помогавший ему вернуться к власти после ослепления. Василий Ярославич был заточён в Угличе, а его жена и сын Иван успели бежать в Литву.
18 февраля 1461 года скончался тверской князь Борис Александрович. Его восьмилетний сын Михаил, шурин Ивана Ш, не в силах противодействовать Москве, вынужден был следовать в русле политики великого князя.
31 марта 1461 года отошёл в мир иной преосвященный Иона, митрополит Киевский и всея Руси, человек, благодаря трудам которого во многом и было заложено основание единой Руси. Похоронили Иону в Москве в церкви Успения святой Богородицы.
Весной 1462 года соратники князя Василия Ярославича попытались освободить его из заточения в Угличе. Но заговор был раскрыт и последовала расправа. В Великий пост людей по приказу великого князя били и истязали с такой невероятной жестокостью, что даже содрогались летописцы, рассказывая об этих событиях. Сразу же после этого, 27 марта Василий Тёмный, болевший сухоткой, скончался.
Тем временем в Мещёре, на отведённой царевичу Касиму земле, татары строили мечеть, возводили каменный дворец хана, селились в деревнях, получали угодья. Однако за их действиями постоянно наблюдал воевода из Москвы.
Ещё при Иване Фёдоровиче Рязань платила определённую дань на кормление Касиму, его князьям, казначеям и даругам. Так оставалось и при Иване Ш, о чём сказано в договорной грамоте 1483 года, где отмечено, что мещерские князья живут в Мещёре и «у великих князей», и в случае неблагонадёжности их «добывать», а к себе «не принимать». Продолжалось выдавливание мещерских князей из Мещёры.
По родословцам, первым из Мещёры выехал князь Семён Константинович, а Борис остался княжить. У Андрея Константиновича сыновей не было, и род его пресёкся. После выведения из Мещёры мещерских князей, она полностью перешла во владение Москвы, и в 1504 году была завещана Иваном Ш сыну Василию.
Полной самостоятельности у Касима и последующих мусульманских правителей никогда не было, но пришедшие с царевичем татары завладели лучшими доходными торговлями и землями вокруг города. В отношениях между русскими и татарами, конечно же, особенно первое время, ничего благостного не было, но и открытой вражды, судя по документам, тоже не случалось.
При возникновении многонационального государства часто происходит не только уничтожение культуры и ассимиляция малочисленных народов, но даже и их физическое уничтожение. В Мещёре ничего этого не было. С течением времени татарский городок Кизи Кермен соединился с русским Городком, и возникло общее поселение, которое в честь верного союзника Москвы получило название Касимов. Постепенно татары и русские, живя вместе, «притёрлись» друг к другу и впервые на Руси образовалось единое сообщество двух народов, которое стало прообразом многонационального и многоконфессионального Российского государства.