Литературный сайт членов союза писателей России
Анатолия и Фаины Игнатьевых

 

Земляной струг


Анатолий и Фаина Игнатьевы

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЗЕМЛЯНОМ СТРУГЕ

Мы давно знали о существовании Земляного Струга, места под Касимовом, где, судя по археологическим раскопкам, существовало какое-то древнее поселение. Однажды мы даже пытались найти это место самостоятельно, ориентируясь по схемам из исторических документов. Но местность, судя по старым картам, прежде безлесная, теперь вся поросла деревьями, и, досыта находившись по руслу Бабенки, мы так ничего и не нашли. Однако вскоре с помощью друзей нам всё-таки удалось добраться до Земляного Струга.
И вот мы стоим перед ним. Это два холма со рвом между ними, с двух сторон ограниченные глубокими оврагами, а с третьей - круто спускающимся склоном в сторону речки Бабенки. Передний, от Бабенки, холм имеет форму, напоминающую лодку со слегка приподнятыми носом и кормой. Очевидно, именно из-за этого сходства холм и получил своё название. Мы поднялись наверх и прошли по Стругу. Весь он изрыт. Кругом ямы и ямки.
Пройдя по верху, по контуру первого холма, мы прямо на поверхности нашли несколько кремниевых камней и три кусочка керамики, скорее всего, ручной лепки. Судя по осыпи по краям холма, культурный слой кончается, как и на Старом Посаде, на глубине от шестидесяти до восьмидесяти сантиметров.
Впервые о Земляном Струге упоминает И.С. Гагин (рукопись 1823 года):
« Первая (крепость), находящаяся у города на восток, слывущая Земляной Струг, в два отделения... Место избрано совсем неприступное, оврагами и горами успособленное. Находится ныне под владением татар и ямщиков. Расстояние от городовой черты на восток с небольшим 2 версты».
Аналогичное свидетельство встречаем и в работе активного краеведа Д.Т. Воздвиженского (1827 год): «Земляная насыпь, находящаяся в трех верстах от Касимова к востоку, не есть также бывший керемет (капище – авт.) обитавших тамо древних народов?.. По некоторому сходству в наружном образовании с речным судном, называющимся стругом, оное возвышение носит такое же название».
Видимо, эти сведения и послужили безымянному автору для публикации статьи в Журнале Министерства внутренних дел (1841 год), в которой Земляной струг представлен, как одна из пяти тайных оборонительных крепостей, окружавших Городец (Городец Мещерский – авт.).
Примерно такое же описание встречается и у М. Барановича «Рязанская губерния. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба » (1860г.), которое легло в основу последующих исследований.
Таким образом, сообщение о пяти крепостях, окружавших Городец, попало в «Исследование о касимовских царях и царевичах» Вельяминова-Зернова (том 3, 1866 г.) и в « Историю города Касимова с древнейших времен» Н.И. Шишкина ( 1887 г.)
Первые археологические раскопки «крепостей» - городищ были произведены в 1877 году Н.И. Нефедовым. Но только уже в 1924 году Н.И. Лебедевой была выполнена археологическая рекогносцировка городищ и сделано обоснованное опровержение устоявшихся взглядов, что они являлись оборонительными крепостями Городца Мещерского. Лебедева произвела обмер Земляного Струга. Были заложены три траншеи и установлена мощность культурного слоя. В дневнике Н.И. Лебедевой перечислены все находки.
В том же году Б.А. Куфтин провел на Земляном Струге небольшие раскопки, а начиная с 1925 года и по 1928 год, И.А. Китайцев вёл за городищем постоянное наблюдение, осматривая обнажения и собирая находки, которые оказались гораздо многочисленнее, чем у Лебедевой. Эти находки позволили сделать заключение о двух временных периодах существования Земляного Струга: первом – относящемся к 1 тысячелетию н. э. и втором – соответствующем первым векам П тысячелетия н.э. Ко второй группе предметов, очевидно, единовременных с Городцом Мещерским, относятся фрагменты древнерусской керамики и украшения славянского типа.
Несколько слов уделено Земляному Стругу и в труде П.Н. Третьякова « Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге» (Академия наук СССР Институт археологии 1966 год): « В музее города Касимова хранятся богатые материалы из городища Земляной Струг, откуда происходит ряд вещей середины и второй половины 1 тысячелетия н.э. (рис. 85)».
Но неужели это всё, что известно о таком интересном месте? Оказывается, нет. Читаем отрывки из Писцовых книг города Касимова 1627 года, включённых Вельяминовым-Зерновым в свое «Исследование...» И вдруг находим: «Пустошь, что была деревня Скребякина, на речке на Бабенке, а в ней двор князь Тахмаметя Шаморданова, а живет в нем человек ево Янгильдейко Алаведеев, двор Сарея Батыреева, а в нем живут ево деловые люди Тинатарко Едигерев да Кутлаказа...»
Никто из исследователей никогда не занимался изучением места расположения деревни Скребякина. У авторов же, при дотошном исследовании истории Касимова, возник вопрос: а что это за деревня на Бабенке со славянским названием, которая в 1627 году была уже пустошью? И тут нам вспомнились слова Гагина о Земляном Струге: «Находится ныне под владением татар и ямщиков...» А не превратилось ли древнее поселение Скребякина в Земляной Струг? В Писцовых книгах, кроме деревни Скребякина, упоминается лишь ещё одна деревня на Бабенке – Селищи, сохранившая свое название до наших дней. Однако на старой карте Рязанской губернии наряду с современным названием речки Бабенки, которое дано в скобках, даётся и другое, по всей видимости, более древнее её название - Скребянка. Весьма трудно предположить, чтобы совершенно не было отмечено такое значительное, судя по археологическим находкам, поселение, как Земляной Струг, находившееся прямо на берегу Бабенки. Название речки Скребянка подтверждает существование поселения Скребякина, но вопрос о его точном местонахождении остаётся открытым.
Можно только утверждать, что деревня Скребякина, где бы она ни была расположена, до прихода татар, судя по названию, явно была древнерусским поселением. По Словарю Даля слова «скрести, скребывать и скребать – скоблить, драть, чесать, царапать; счищать или сдирать что-либо полуострым орудием, поставленным на ребро». Это один из возможных вариантов происхождения названия деревни Скребякина. Возможно, конечно, название поселения и по фамилии его владельца, о котором, если он и был, нам ничего неизвестно.
Князь Тахмаметь Шаморданов (Токмамед Шамарданов), имевший двор в этой деревне, был одним из восьми приближенных касимовского царя Арслана, который выплачивал ему жалованье в размере сорока рублей. Надо отметить, что все денежные сборы самого Арслана были 479 рублей с копейками. Так что сумма в сорок рублей весьма значительна. Кроме царского жалованья Шаморданов владел 152 четями земли и половиной села Куземкино. По-видимому, в Скребякине располагался только служебный двор князя, где он не проживал постоянно. Вполне вероятно, что это красивое место на берегу текущей в те годы речки Бабенки (по мнению М.Барановича) служило для касимовских ханов и царей местом летнего отдыха и увеселений.
Н.И. Шишкин в своей «Истории...» пересказывает интересное предание: «Про земляной струг существует в народе такая легенда, что Ока протекала в древности между горами, окружающими земляной струг, и что по ней плавали на барках и лодках разбойники, которые грабили окрестности. Жители начали молиться богам, покровителям касимовским, чтобы они их избавили от разбойников; покровители касимовские услышали их молитву и потопили самую главную большую барку разбойников, а Оке велели принять другое направление». Может быть, в этой легенде и имеется какая-то частичка правды, иначе трудно объяснить большое количество различных украшений, найденных едва ли не на поверхности этого загадочного места. Причем, все эти вещи явно не из могильников. По всей видимости, они были потеряны в суматохе какого-то неожиданного нападения, при котором не было времени собирать пожитки.
Судя по находкам, первыми на холме Земляного Струга поселились люди из финно-угорских племён. Предположительно, это были поселенцы из племени мещеры, родственного мордве. Малодоступные места в лесах и островки суши среди болот назывались «твердью», где в случае опасности, прятались местные жители. Так, о походе в 1229 году князя Юрия Всеволодовича говорится: «Мордва вбегоша в лесы своя, в тверди».
Около 987 – 989 годов великий князь Владимир Святославович поставил своего сына Глеба Владимировича на княжение в Муромскую землю. Очевидно, в это же время усилился приток славян в Мещёру, и Земляной Струг мог стать местом их обитания. Поэтому и обнаруживаются на нём находки того времени: древнерусская керамика, славянские бусы, височные кольца, бронзовые браслеты и другие вещи.
В 1239 году, когда татары, разграбив Муром, впервые появились и под Городцом, местные жители могли прятаться на берегу Бабенки.
Во времена Ивана Грозного поля возле Земляного Струга были переданы во владение касимовским ямщикам. Однако пустовали ли Земляной Струг и поля вокруг него?
После казни Степана Разина в 1670 году и его брата Фрола в 1676 году муромский воевода Афанасий Шеховский в1679 году пишет в своей челобитной царю Федору Алексеевичу: « В нынешнем октябре пришел в Муром в приказную избу касимовский воевода Тимофей Караулов сказал: приехал де он Тимофей из Касимова, боясь от воровских людей, потому что в Касимове города и острогу нет, а уездные де всяких чинов люди в Касимов не идут, а Кадом и Кадомской и Шатцкой уезды воровские люди разорили и ныне во многих местах разоряют же, и он де Тимофей, слыша от их воровских людей проход из Касимова в Муром и приехал».
И действительно, в то время стен вокруг Касимова не было, их уничтожил пожар 1679 года. Таким образом народное предание о разбойниках, обитавших где-то под Касимовом и грабивших окрестности, подтверждается документами. В дополнение к этому можно отметить и доклад А.И. Черепнина от 1897 года, в котором он пишет, что недалеко от села Селищи посредине большого леса были обнаружены остатки от древних землянок. « Несомненно, - пишет Черепнин, - здесь было пристанище вольницы, вроде того, какое мне удалось видеть в Пронском уезде».
Вот и всё, что в настоящее время известно о Земляном Струге.
Но последнюю точку в его истории и окрестностей вокруг может поставить только серьезная археологическая экспедиция или открытие новых исторических документов.


Теги: Земляной струг, Бабенка

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.