Литературный сайт членов союза писателей России
Анатолия и Фаины Игнатьевых

 
Старый Посад » Исторические исследования » Некоторые спорные вопросы из истории Касимова

Некоторые спорные вопросы из истории Касимова

Последнее время и в печати, и на сайтах о Касимове бытует множество самых разных версий об истории города. Некоторые из них достойны внимания, но многие представляют из себя просто сочинения на вольную тему. Авторы, внимательно изучающие именно загадки истории Касимова, предлагают своё видение этого вопроса, основанного только на документах.
Во первых: совершенно не ясно была ли отдельная народность – мещёра или это ветвь мордвы, или русские, жившие в глухих лесах, получившие имя по названию местности. По мнению авторов племя мещера существовало и было родственно мордве. Об этом говорит письмо князя Курбского, в котором он пишет, что язык мещеры – мордовский. Однако есть документы, из которых следует, что мещеряки обижались, когда их называли мещерой. « Мы – русские», - утверждали они. Объективно – вопрос открыт и требует дальнейшего изучения. Что касается версии о первичном освоении касимовской мещеры (местности) булгарами, то это современный мотив на определенную тему и не более. Булгария была страной безусловно высокразвитой и в экономическом, и в культурном отношении. Но булгары, если и приходили на Русь, то или торговать, или с войсками - с целью отмщения за нападение на них и редко шли дальше Мурома.
Время возникновения города. Принято считать этим временем 1152 год. Якобы, по преданиям (чьим?) крепостца была поставлена Юрием Долгоруким. Опять не ясно, действительно ли это народное предание, которому, как ни странно, в большинстве случаев можно вполне доверять, или измышления историков. Но точно известно, что Долгорукий, несмотря на негативное к нему отношение летописцев, вместе со своим сыном Андреем Боголюбским основал множество городов в Залесной Руси, среди которых, по всей вероятности, был и будущий Касимов. Кстати, здесь надо упомянуть, что благоверный князь Андрей Боголюбский вплоть до самой смерти своего отца сопровождал его во всех походах и всегда неотлучно был рядом.

И наверняка этот святой князь видел и Оку, и касимовские овраги, и горы и, будучи православным, молился в местной церкви, а, может быть, именно им и был поставлен первичный православный храм в городке.


Судя по находкам древних (9 - 11) веков скелетов двух вятических девушек на нынешнем Старом Посаде и многочисленных остатков гончарной посуды того же времени, некое древнее поселение находилось на горе, на левой стороне речки Бабенки, где сегодня стоит Ильинский храм. В 2009 году местным жителем на том же самом месте при рытье неглубокой траншеи найдены два человеческих черепа и множество костей. Это однозначно говорит о существовании на Старом Посаде древнего, скорее всего ещё дохристианского, поселения.
В самых старых документах о русских городах это поселение, очевидно, называлось «Мещерьское Каменна Могыла на Дъсне». В первоначальном документе Мещерьское и Каменна Могыла написаны вместе, а затем, при переписке текста, между ними кто-то поставил запятую. Потому неизвестно: одно это название или два разных.
Изначально городок Мещерьское принадлежал Муромско – Рязанскому княжеству. Татары прошли по этим местам в 1239 году не останавливаясь. Но в 1298 году часть Мещеры с Мещерьским завоевал Бахмет из влиятельного в Орде рода ширин. Его сын Беклемиш женился на Стародубской княжне и принял христианство. Это известно из родословной книги князей Мещерских. То-есть, начиная с 1298 года будушим Касимовом владели князья Мещерские. И первый (из известных) православный храм Преображения был поставлен крещёным татарином Беклемишем – Михаилом.
Время правления Михаила – Беклемиша совпадает со временем жизни рязанского князя Ивана Ярославича (умер в 1327 году) и загадочного Александра Уковича, который, судя по последующим документам, продал кому-то часть Мещеры. Во многих публикациях о происхождении Александра Уковича, его причисляют то к какому-то местному князю, сохранившему свою власть (это при татарах – то!), то к русскому по имени Вукол, хотя значение его отчества лежит прямо на поверхности: по-татарски «ук» означает стрела. Авторам даже удалось найти одного татарского князя по имени Ука-хан, который мог быть связан с ширинами, и время его жизни как раз совпадает со временем Михаила- Беклемиша. Александр Укович и сам мог быть из рода ширин, о чём говорят многие историки. Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Но, в любом случае, если Укович и продавал часть Мещеры, то никак не Мещерский Городок, в котором прочно сидели ширины. Скорее всего Укович владел правобережьем Оки в районе реки Пары (см. на этом же сайте историческое исследование из романа «Владетельный князь Мещерский» - Загадки истории). Считается, что В 1372 или 1376 году Мещерьское, ставшее теперь православным городом, было разрушено татарами.  При изучении этого вопроса авторы не нашли достойного подтверждения подобной версии. В конце концов, деревянный город мог просто сгореть от обыкновенного пожара. Новый город был построен выше по Оке на правой стороне речки Бабенки. Однако участие мещерских войск в Куликовской битве, кажется, подтверждает  гипотезу о нападении татар на ставший христианским город. Позже центр города сместился выше по течению Оки, ( в исторической литературе он называется Новый Низовой город) однако прежние кварталы остались на своём месте вместе с монастырьком и храмом. Остался и первоначальный городок, колыбель будущего Касимова, на левой стороне речки Бабенки под названием Старый Посад. Татары называли его Иски Бесте, что означает примерно: старая слобода, старое место. Сам Мещерский Городок со своими землями оставался в какой-то мере независимым вплоть до 1392 года, когда Тохтамыш отдал всю Мещеру Москве. Очевидно, до этого времени князья Мещерские сами же и платили дань в Орду.
Существует также мнение, по которому Мещерский Городок был дан Касиму якобы в качестве платы за освобождение из татарского плена. Это версия историков Худякова, Зимина и Похлёбкина с явным уклоном к приданию военной силе казанских татар того времени большей значимости, чем она была в действительности. Об этом говорят события  1446 год, когда сразу же после захвата Казани,(во власти на Руси ещё Шемяка) Махмутек посылает «свой двор» в количестве 700 человек пограбить земли вокруг Устюга. Устюг устоял, но вынужден заплатить татарам отступное. При возвращении почти все татары утонули. 1448 год - Махмутек с целью обычного в то время  грабежа  выходит на Русь. Василий Темный идёт навстречу. Махмутек тут же отступает. Всё это говорит о том, что Казань в то время  была ещё слишком слаба, чтобы боротся с Русью.  С Василием Темным при освобождении его из плена идут татарские князья и мурзы, которым князь платит содержание, но ведь они и воюют не за татар! Это уже русские наёмные войска! И возникает вопрос: а вообще-то, заплатил ли что-нибудь Василий Темный или Шемяка татарам? Весьма сомнительно. Когда Тёмный только ещё идёт из плена, дорогой приходит известие о гибели Улу-Мухаммеда. И среди русских возникает беспокойство: «как бы царевич решение не переменил». Возможно Махмутек и хотел бы сделать это, но среди сопровождавших Тёмного из плена татар наверняка были далеко не одни сторонники Махмутека. Ведь произошёл по сути переворот с убийством собственного отца и брата, а это, мягко говоря, не приветствуется ни одним, а тем более последователями Мухаммада, народом.  Москва в то время была гораздо сильнее Казани, и Касиму с Якубом, убежавшим от своего брата, просто некуда было деться. Поэтому они и влились в русское войско, идущее на помощь Василию Тёмному. За их службу Москва платила им, но ведь они и служили не Махмутеку, а Москве! А за заслуги Касиму, (по исследованию авторов в 1451 году) было пожаловано место (не город!) в Мещёре, где он рядом с русским Городком построил свой город Кизи Кермен. Затем оба городка слились, образовав единое целое. Обоснованием пожалования Касиму именно этого места является давнее, начиная с 1298 года, присутствия здесь потомков татар Бахмета Усейнова. Хотя его сын Беклемиш  крестился и крестил свою дружину, но многие татары наверняка остались мусульманами.

Что касается 1439 года, когда осаждалась Москва, то это вопрос к нашим князьям и боярам, из-за разгильдяйства которых всё и произошло. Но вместе с тем достаточно вспомнить, что и обыкновенные новгородские разбойники - ушкуйники  в свое время ограбили могущественный Сарай, когда в городе не было войска. Очевидно, это примета того времени.


Вопрос о смерти Александра Невского. Невский возвращался из Орды на судне по Волге и в дороге заболел. Некоторым, особенно касимовским любителям истории, почему-то очень хочется, чтобы Невский умер именно в Касимове. Какая честь от этого городу – я лично не понимаю. И зачем было плыть от Нижнего вверх по Оке, да ещё мимо Мурома, от которого шла торная дорога на Владимир и Суздаль? Невский был отпет в храме при монастыре в Городце на Волге. В те годы Городец был значительным городом. Очевидно, отсюда и появилось название Касимова Городец Мещерский, хотя в первоначальных документах он называется не Городец, а Городок.Вот кратко история города Касимова. Конечно, авторы не претендуют на истину в последей инстанции. История тем и привлекательна, что всегда можно вдруг открыть что-то новое и неожиданное, противоречащее прежним воззрениям.


Теги: Касимов

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.